И снова о земельных налогах

06.10.2013

Нами не так давно был рассмотрен вопрос земельного налогообложения. Однако некоторые вопросы требуют дополнительного освещения.

Министерство Финансов РФ (далее- МФ РФ) в своем письме от 31 марта 2008 г. дает разъяснения по налогообложению земель, занятых водохранилищами. Вот некоторые важнейшие выдержки из него, которые необходимо знать собственникам таких земель:

1. "В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда. Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. При этом перечень земель, ограниченных в обороте, занятых водными объектами, установлен пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса. Согласно Водному кодексу Российской Федерации под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (пункт 4 статьи 1), а водный фонд - это совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации (пункт 6 статьи 1). При этом перечень водных объектов определен статьей 5 Водного кодекса, к которым, в частности, отнесены и водохранилища (курсив здесь и далее - мой).
На основании норм Земельного кодекса земельные участки, занятые водными объектами, могут также входить не только в состав земель водного фонда, но других категорий земель, например в состав земель населенных пунктов или земель сельскохозяйственного назначения (статьи 85, 77 Земельного кодекса).
Поэтому земельные участки, занятые водохранилищами, не признаются объектом налогообложения земельным налогом в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса и статьи 5 Водного кодекса при условии нахождения данных водных объектов в государственной собственности и на основании документов на землю, указанных в статье 8 Земельного кодекса.

2. Дно и берег водохранилища являются его неотъемлемой частью и должны рассматриваться с ним как единое целое. В связи с тем, что налогоплательщик по Закону Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (утратил силу) являлся водопользователем водохранилища, следовательно, к отношениям по использованию водных объектов должно применяться водное законодательство, что исключает существование земельных правоотношений и, соответственно, обязанность уплачивать земельный налог на земли, расположенные под водохранилищем.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что земли, занятые водохранилищами, в соответствии с Законом РФ N 1738-1 во взаимосвязи с Водным кодексом не подлежали налогообложению земельным налогом в случае, если в соответствии с указанными выше документами земельный участок отнесен к категории "земли водного фонда" или другой категории земель с соответствующим водному объекту видом разрешенного использования земельного участка".

Теперь, что касается порядка налогообложения для садово-огороднического товарищества. Здесь обращаем Ваше внимание на следующие положения письма МФ РФ от 16 января 2008 г.:

"1.На основании пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.

При передаче за плату земельные участки первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

При возникновении у садово-огороднического товарищества в течение налогового (отчетного) периода права на вновь образованные земельные участки, которые образовались в результате разделения прежнего земельного участка, в налоговой орган должны предоставляться налоговые декларации (авансовые расчеты) в отношении прежнего земельного участка и вновь образованных земельных участков, принадлежащих садово-огородническому товариществу на соответствующих правах, в налоговом (отчетном) периоде, в которых указывается кадастровая стоимость, установленная соответственно для прежнего и вновь образованных земельных участков".

А если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки нет, то, спросите Вы: "Как же определить налогоплательщика?"
В письме от 29.12.2007 г. МФ РФ разъясняет и эту ситуацию:

"1.В случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Что касается земельных участков, предоставленных после введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления, права на которые не зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ, то, по мнению Минфина России, факт отсутствия государственной регистрации соответствующих прав на земельный участок не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога.
Государственная регистрация соответствующих прав на объекты недвижимого имущества является обязательной, но носит заявительный характер, в связи с чем, если вышеуказанные земельные участки, права на которые длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством, по мнению Минфина России, должны подлежать налогообложению земельным налогом, поскольку такие факты в соответствии с действующим законодательством должны рассматриваться как уклонение от налогообложения.

В этой связи при установлении фактов неуплаты земельного налога в связи с уклонением от государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества при проведении контрольных мероприятий налоговым органам следует привлекать таких лиц к уплате земельного налога и применять предусмотренные статьей 122 Налогового кодекса меры ответственности при совершении умышленного налогового правонарушения, а также сообщать в органы, принявшие решение о предоставлении земельных участков после введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, о несоблюдении лицами, которым переданы эти земельные участки, требований данного Федерального закона".

при перепечатке материалов ссылка на greenga.ru